Долгожданный выезд на весеннюю охоту был намечен на вечер пятницы 16-го апреля. Сама охота планировалась и велась с раннего утра субботы — как положено, до воскресенья. Собирались ехать вдвоём с напарником Кириллом в район деревни Симоново. Уже на подъезде к деревне внезапно оказалось, что асфальтовая дорога была размыта и заблокирована, так что пришлось ехать обратно — к озеру Ченцово. Место стоянки выбрали уже почти в темноте — сильно вдали от озера, городская машина дальше не проедет, хоть это и громадный полноприводный Паджеро Спорт. Температура ночью и утром опускалась до 2-3 градусов. Днём жара. Ночёвка в палатке на пенке, надувном матраце, в спальнике, в одежде (свитер+толстовка+куртка+штаны без термобелья, шапка на голове) — и всё равно холод был собачий. В первую ночь не спал совсем, во вторую дремал и сильно мёрз. Вот и первый вывод этой лабораторной работы: спальник брать зимний, термобельё, нормальную одежду. В мой рюкзак объёмом 45л помещается палатка, кастрюля с аккуратно уложенным в неё патронташом, спальник, доп. одежда, одно чучело, термос (обязательно, т.к. утром горячий чай сразу требуется), сверху — пенка и сетка маскировочная (кстати, так и не пригодилась). Сзади рюкзака крепил стульчик для высиживания селезня и спиннинг для доставания дичи с воды, сбоку — две пустые пятилитровые бутыли под берёзовый сок. Сумка с едой, коньяком и вторым чучелом висит отдельно. Ружьё висит отдельно. Сапоги отдельно. Вид я приобрёл — ну чисто новогодняя ёлка с ружьём наперевес. Следующий вывод: обязательная замена рюкзака минимум на 75 литров. Еды маловато взял — на двоих три банки великолепной белорусской тушёнки, килограмма полтора картошки, пару штук репчатого лука, чеснок, соль, хлеб чёрный. Жрать на природе хочется сильнее, чем в городе. Хорошо, что Кирилл взял макароны. На добычу селезня, при всём при этом, рассчитывать не приходится. Вальдшнеп и даже случайный рябчик на полноценный приём пищи не тянет, а селезень — так его ещё добыть надо. Воду для питья не брал — для этого предусмотрен берёзовый сок в избытке. Но нужна дрель со сверлом 4мм и капельница(19руб в аптеке) — самый передовой способ добычи сока. Набиралось быстро — пять литров за ночь — фонтанировало, можно сказать. После набора нужно обязательно плотно затыкать палочкой отверстие в коре. Не было у меня и кострового оборудования: пилы, костровой треноги или подставки, лопатки для окапывания кострища, сковородки, сухого спирта, горелки газовой — к слову, очень удобная вещь. Всё это было у Кирилла. Топор оказался не нужен. Готовил еду и управлялся со всем этим Кирилл мастерски — великолепно. Настоящий кулинар, фанат пикников и отдыха на природе.
Хорошая охота на весеннего селезня не совпадает по формату с пикником. Либо одно, либо другое. У нас получился пикник. Пришлось бросать чучела прямо в глубокие лужи на полевой дороге рядом с лагерем. Селезень прилетел один раз в семь утра, а я в это время рядом шёл со вторым чучелом. Пока сбросил чучело, пока вскинул ружьё, крупный утак уже взлетел, а я, конечно, промазал. За весь день и за следующее утро налётов селезня больше не было. В очередной раз подтвердилось замеченное мной непреложное правило: природа всегда даст шанс, остальное зависит от охотника. Дичь подадут обязательно — а что ты делал в этот момент — чай из термоса наливал, или наоборот, в кусты ходил — извини, брат.
К счастью для природы, машина не может проехать к хорошим охотничьим угодиям, так что охота привязана к лагерю, либо в лагере всегда должен кто-то сидеть и охранять пока идёт охота на удалении. Именно поэтому, лично мне мечталось о другом — об охоте на селезня с минимумом удобств, вообще без машины, а не о пикнике с блэкджеком и шлюхами с алкоголем и лишь вечерним вальдшнепом. Места надо выбирать глухие, но одновременно с открытым небом и водной гладью, болотистые, живописные. Патронов на вальдшнепа брать минимум десяток «семёрки», да на селезень ещё десяток «пятёрки». Пристрелка — тренировка тоже отнимает патроны. В субботу вечером была хорошая тяга вальдшнепа. На двоих двоих добыли, простите за каламбур. Один спланировал в лес, но я его быстро нашёл — что было большой удачей. Поражённый дробью вальдшнеп зачастую не складывает крылья, падая камнем, а медленно планирует в лес. Если нашёл его в тёмном лесу — удача, если быстро нашёл — удача в квадрате. Каждый, кто искал — знает, как это непросто. Банальная вещь, но всё же скажу следующее. Рассматривая во время ощипывания добытого валька я поражался красоте этой птицы. Её строение резко отличается, скажем, от строения рябчика. Она имеет более плотную как мышечную структуру, так и структуру оперения. Не случайно дробь, как будто отскакивает от неё, не принося ущерба. Изящность её линий восхищает. Кажется, что весной она прилетает из самого ночного космоса, и вообще, может быть, зря она является объектом добычи и у нас, и в Европе. Мало кому известно, особенно, изнеженным защитникам природы, что главные добытчики этой птицы — итальянцы. Да-да, заядлые охотники малюсенькой Италии добывают её кратно больше, чем в громадной России. Зная любовь итальянцев к дизайну это нисколько не удивляет. Ребята понимают толк в красоте.
Ничего не пропадает в природе. Так, я с изумлением заметил, как перья от ощипанного вальдшнепа весело разбирались мелкими лесными птичками для обустройства гнёзд.
На следующий день, в воскресенье, во время готовки добытой дичи, случился на поле пожар. Пришлось вызывать пожарных и экстренно собираться. Когда трава сухая, сушняка навалом, то нет проблем с разведением огня. Недостаток всего этого — вероятность мгновенного пожара. Кто-то ехал на машине по дороге, бросил из окна окурок и занялось. Огнём нам отрезало выезд на шоссе. Однако, с ветром крупно повезло и огненный вал повернул в другую сторону — можно было ничего не делать, не сворачиваться, не бежать. Молниеносно (по моим меркам) прибывший из Кимр пожарный посмотрел с прищуром и шутливо произнёс: «Да, понятно, что вы нас вызвали — жить-то хочется…» Получается, ложный вызов? Тушить ничего не стали, хотя огонь пошёл дальше — туда где из людей никого нет. Сказали — само затухнет. Но кто ж полчаса назад знал куда огонь пойдёт? Короче, так мы дичь и не попробовали. Вот ещё один довод за минимум вещей — возможен быстрый сбор и переход на другое место. А тут мы собирались минут двадцать, не меньше. В целом моя многолетняя мечта о весенней охоте с ночёвкой осуществилась. Не полностью, конечно, ведь наша дичь вечером была съедена домочадцами Кирилла. Но тем и лучше — дегустация жаренного селезня на вертеле ещё впереди!